• 24.11.2020 13:13

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука ИТ ВПК Импортозамещение

Разработка самого мощного российского двигателя ПД-35 продолжается. В 2020 году был собран и выведен на испытания уменьшенный демонстратор вентилятора авиадвигателя, впервые для силовых установок в России в нем использованы лопатки из полимерных композитов. Что представляет собой этот проект?

Создание двигателя такого класса и по самой передовой технологии для нашей страны – серьезный вызов. Еще только завершаются работы по первому полностью российскому авиадвигателю ПД-14, его производство начато в Перми, а первые серийные образцы установлены недавно на один из опытных среднемагистральных пассажирских самолетов нового поколения МС-21 (см. наш материал https://tehnorussia.ru/archives/3954). Сейчас в мире всего 4 государства, обладающие полным циклом создания современных турбовентиляторных двигателей, это Россия, США, Великобритания и Франция. Какие-либо «совместные проекты» не дают возможности использовать применяемые в них технологии в полном объеме – это убедились в России, когда был реализован партнерский проект по двигателям SaM-146 с Францией для самолета «Сухой Суперджет»: горячие части двигателей французы выпускают только на своей территории и поставляют уже готовые узлы на российский завод. ПД-14 – это проект, где нет «партнеров», и все создано в России.

Впрочем, всё это этапы процесса по возвращению русских авиадвигателей в гражданскую авиацию: кооперация по небольшому SaM-146 серьезно подтянула уровень отечественного двигателестроения и проектирования, средний ПД-14 позволил поверить в свои силы и впервые с 1980-х годов сделать серьезный силовой агрегат для гражданской авиации, а перспективный ПД-35 выведет наших разработчиков на уровень мировых лидеров в классе самых мощных авиадвигателей, где пока плотно доминируют английский Rolls-Royce и американский GE. Создание подобных двигателей сегодня, несмотря на новые технологии проектирования, представляет собой дорогостоящее и долгое дело. Это сотни миллиардов рублей, так как речь идет о новых материалах, научных исследованиях, уникальных решениях, тестировании на специально возведенных стендах и т.д.

ПД-35 — это двигатель тягой около 35 тонн, обладающий высокой экономичностью и инновационными решениями. Цикл его разработки составляет около 10 лет: проект фактически начат в 2017 году, а первый серийный двигатель должен быть готов в 2028 году. Список новых технологий, необходимых для создания ПД-35, насчитывает сразу 18 направлений работ! Так ведется разработка новых лопаток из полимерных композиционных материалов, композитного корпуса вентилятора, нового компрессора высокого давления, малоэмиссионной камеры сгорания, мотогондолы с ламинарным обтеканием и других новых узлов, — всё 100%-российское.

Периодически создатели двигателя сообщают о новых достижениях в ходе большого проекта. Так летом 2020 года в Перми прошел первый этап испытаний демонстратора вентилятора двигателя ПД-35, в 2021 году его испытают на летающей лаборатории. Но это уменьшенный в размерах компонент – полноразмерный будет в диаметре в 1,5 раза крупнее – то есть больше 3 метров! Соответственно для его наземных испытаний и тестов всех компонентов ПД-35 потребуется целый испытательный комплекс, построенный с нуля, — он появится в 2023 году (см. наш материал — https://tehnorussia.ru/archives/3978). В 2025 году запланировано начало летных испытаний первого образца двигателя.

Интересно, что разработки в рамках проекта ПД-35 могут быть использованы при дальнейшей модернизации ПД-14. Так известно, что использование новых композитных лопаток позволит снизить вес мотора на 400 кг, что повысит его топливную эффективность. После отработки технологии на демонстраторе возможен выпуск модификации ПД-14 с композитными лопатками вместо используемых сегодня полых титановых лопаток. Создатели технологии ожидают, что это позволит снизить массу ПД-14 на 30 кг, а это также даст дополнительную экономию топлива. Как отметил Александр Иноземцев, управляющий директор-генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель», «Американцы шли к этой технологии примерно 20 лет. Нам удалось несколько быстрее эту проблему, не могу сказать решить, мы в начале пути, но уже совершили очень серьезный прорыв в этом направлении»

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: