• 18.04.2021 09:23

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука ИТ ВПК Импортозамещение

Это не ПАК ДА, а Т-4МС из 1970-х годов!

Изображение этого самолета в последние годы в России любят использовать, иллюстрируя новости по проекту создания стратегического бомбардировщика для замены после 2025 года парка Ту-95МС – ПАК ДА («перспективный авиационный комплекс дальней авиации», «изделие 80»). Но на картинках — совсем другая машина, разработка которой велась в СССР 50 лет назад!

«Двухсотка» или Т-4МС создавалась в конструкторском бюро Сухого в 1969-1976 годах для участия в конкурсе на стратегический бомбардировщик будущего для ВВС СССР. Конкурентами ее были машины Мясищева (М-20) и Туполева (будущий Ту-160). Машина конструкторского бюро Сухого была на порядок их совершеннее и интереснее. Неслучайно, советские военные видели именно ее потенциальным победителем конкурса. При 170 тоннах взлетной массы 42-метровая «двухсотка» с 4 перспективными двигателями НК-101 с переменной степенью двухконтурности тягой по 20 тонн каждый должна была разгоняться 3200 км/ч! Дальность полета составляла до 14000 км (в скоростном режиме около 3000 км/ч – 9000 км). Т-4МС должен был нести до 24 управляемых ракет «воздух-земля» или до 45 тонн обычных бомб (нормальная нагрузка – 9 тонн). Вести бомбардировщик к цели должен был экипаж из 3 человек.

Особо интересным стало изначально спроектированное снижение радиолокационной заметности, задолго до появления фантастических историй из США про технологию «стелс».

Так «двухсотка» по сути выигрывала конкурс. Ее конкуренты в виде будущего Ту-160 и мясищевского концепта М-20 были значительно проще и уступали по своим характеристикам революционному бомберу от конструкторского бюро Сухого. Но в итоге в производство пошел Ту-160. Почему? Вот как об этом пишут авторы российского специализированного сайта testpilots.ru: «Для постройки «двухсотки» необходимо было отдать Казанский завод ОКБ Сухого, а этого никто не хотел. Тем более что в это время в ОКБ создавали новый многофункциональный истребитель Т-10 (Су-27), шли модификации самолетов Су-17М и Т-6 (Су-24). Перевод ОКБ Сухого в «тяжелую» авиацию ставил под угрозу срыва все эти программы. В конце совещания выступил главнокомандующий ВВС П. С. Кутахов: «Знаете, давайте решать так. Да, проект ОКБ П. О. Сухого лучше, мы отдали ему должное, но оно уже втянулось в разработку истребителя Су-27, который нам очень и очень нужен. Поэтому, примем такое решение: признаем, что победителем конкурса является КБ Сухого, обяжем передать все материалы в КБ Туполева, чтобы оно проводило дальнейшие работы…».

Но как показали дальнейшие события, туполевцы все равно решили сделать Ту-160 по-своему. При одинаковой боевой нагрузке с Т-4МС и практически одинаковой дальности полета на дозвуковой скорости Ту-160 имел полётную массу большую на 35% и меньшую в 2-3 раза дальность полета на сверхзвуковой скорости.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: