• 26.01.2022 22:41

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука ИТ ВПК Импортозамещение

Техноистория: Советская летающая ракетная платформа ВВП-6 из 1960-х годов

Как известно, тема «самый большой в мире … (название технического объекта)» для отечественных конструкторов всегда имела особое значение. Так на свет появился этот проект гигантского специализированного вертолета, над которым работало в 1960-х годах знаменитое конструкторское бюро Яковлева. Машина получила обозначение ВВП-6 (Вертикально Взлетающая Платформа).

Даже сейчас данная разработка поражает воображение своей задумкой. На примерно 50-тонной 6-роторной платформе, длина фюзеляжа которой составляла 49 метров, находилось 6 ракет В-750/755 от зенитно-ракетного комплекса С-75 «Двина». Каждый ротор приводился в движение гроздью из четырех турбовинтовых двигателей. В итоге получился мобильный зенитный ракетный комплекс, теоретически способный вести огонь даже «с места». Боевые возможности С-75 широко известны: поражение воздушных целей на дальностях до 20-25 или 40-45 км и высотах от 3 до 30 км.

Но для чего такие сложности, если есть обычные ЗРК? — спросит читатель. Судя по задумке авторов, упор делался именно на мобильность: ЗРК на вертолетной платформе можно было оперативно перебросить туда, где требовалось срочно «раскрыть зонтик ПВО»: над новым стратегическим объектом, полевым штабом, военной базой. Плюс всё строилось на уже готовых технологических решениях – от массового комплекса противовоздушной обороны до серийных двигателей и комплектующих. Но всё-таки ракетный монстр не был построен даже в опытном экземпляре.

Вертолет-носитель зенитных ракет ВВП-6 имел как характерные преимущества, так и существенные недостатки. Гипотетически он мог эффективно решать свои боевые задачи, но при этом оказывался крайне сложным. В результате оригинальный проект посчитали бесперспективным с точки зрения реального применения. ОКБ Яковлева не получило заказ на его дальнейшее развитие, и проект отправился в архив, где затерялся на несколько десятилетий. В дальнейшем к подобным идеям не возвращались. Появлению проектов зенитного вертолета не поспособствовал даже прогресс в сфере зенитных ракет, сокративший их габариты и массу.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: